Пояснительная записка Учебный план Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 88 «Ладушки» комбинированного вида г. Улан-Удэ, является нормативным документом, регламентирующим организацию образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Нормативной базой для составления учебного плана являются следующие документы: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Федеральный закон «О внесении изменений в ФЗ «Об образовании в РФ»» от 24.09.2022 №371; Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155); Федеральной образовательной программой дошкольного образования (утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 №1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования», зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный №71847) (далее - ФОП ДО). Приказ Минпросвещения РФ «О внесении изменений в некоторые приказы Минобразования и науки РФ и Минпросвещения РФ, касающиеся ФГОС общего образования и образования обучающихся с ОВЗ и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» от 08.11.2022 № 955 (зарегистрирован 06.02.2023 №72264); СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациямвоспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от28.09.2020 №28; СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2; Образовательная программа МБДОУ № 88 «Ладушки»; Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи). Основные цели учебного плана: регламентировать организацию образовательного процесса; установить формы и виды организации образовательного процесса; определить количество недельной образовательной нагрузки по каждой возрастной группе. Основными задачами планирования являются: Регулировать объем образовательной нагрузки. Реализация ФГОС ДО, ФОП ДО Обеспечение углубленной работы по всем направлениям деятельности. Учебный план составлен в соответствии с образовательной программой МБДОУ № 88 «Ладушки». Распределение основной образовательной деятельности основано на принципах: соблюдение права воспитанников на дошкольное образование; дифференциации и вариативности, которое обеспечивает использование в педагогическом процессе модульный подход; соотношение между инвариантной (не более 60% от общего времени, отводимого на освоение ОП) и вариативной (не более 40 % от общего нормативного времени, отводимого на основании ОП) частями учебного плана; сохранение преемственности между инвариантной (обязательной) и вариативной (модульной) частями; отражение специфики ДОУ; учет особенностей возрастной структуры ориентирование на реализацию образовательной услуги. Учебный план на 2023 – 2024 учебный год является нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей и объём учебного времени, отводимого на проведение образовательной деятельности с обучающимися дошкольного возраста. В соответствии с календарным учебным графиком на 2023-2024 учебный год: Началом учебного года считается 01 сентября 2023 года; Окончание – 31 мая 2023; Летний период с 01.06.2024-31.08.2024. В 2023-2024 уч. году в МБДОУ № 88 «Ладушки» функционируют 13 групп. Из них: 11 групп – общеразвивающей направленности, 2 группы – компенсирующей направленности. Во всех группах различные формы работы с детьми организуются утром и во вторую половину дня. Образовательная деятельность планируется в соответствии с СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Показатель Возраст Продолжительность дневной от 2 до 3 лет суммарной образовательной от 3 до 4 лет нагрузки, не более от 4 до 5 лет от 5 до 6 лет от 6 до 7 лет Норматив 20 мин. 30 мин. 40 мин. 50 мин или 75 мин. при организации 1 занятия после дневного сна 90 мин. Продолжительность занятий: для детей от 2 до 3 лет – не более 10 мин, от 3 до 4 лет - не более 15 минут, для детей от 4 до 5 лет - не более 20 минут, для детей от 5 до 6 лет - не более 25 минут, для детей от 6 до 7 лет - не более 30 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в раннем возрасте не превышает 20 мин, в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей, подготовительной - 50 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами образовательной деятельности - не менее 10 минут. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста могут осуществляться во второй половине дня после дневного сна. дня. Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует организовывать в первую половину дня. Для профилактики утомления детей рекомендуется проводить физкультурные, музыкальные занятия Занятия по физическому развитию для детей раннего возраста от 2 до 3 лет организуются 2 раза в неделю в помещении, для детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет организуются не менее 3 раз в неделю. Длительность занятий по физическому развитию зависит от возраста детей и составляет: в группе раннего возраста – 10 минут, в младшей группе - 15 мин., - в средней группе - 20 мин., - в старшей группе - 25 мин., - в подготовительной группе - 30 мин. Один раз в неделю для детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет круглогодично организовываются занятия по физическому развитию детей на открытом воздухе. Их проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям. В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях образовательную деятельность по физическому развитию рекомендуется организовывать на открытом воздухе. Для реализации учебного плана составляется «Планирование образовательного процесса». Образовательная деятельность проводится с обучающимися с сентября по май. В летний период (с 01.06.2024-31.08.2024) реализация учебного плана предусматривает организацию совместной деятельности воспитателя с детьми по тематическому принципу (на свежем воздухе) на игровых площадках, в соответствии с планом летне-оздоровительной работы; в течение дня организуются различные виды детской деятельности. В образовательном процессе используется интегрированный подход, который позволяет гибко реализовывать в режиме дня различные виды детской деятельности. Вариативная (модульная) часть, не более 40 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение образовательных программ, это часть Плана, формируемая участниками образовательного процесса, которая отражает специфику учреждения; учитывает специфику национальнокультурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс; расширяет области образовательных услуг для воспитанников. Инвариантная (обязательная) часть ОП представлена: Образовательной программой МБДОУ № 88 «Ладушки». Разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и федеральной образовательной программой дошкольного образования. Обязательная часть Программы обеспечивает развитие детей в пяти взаимодополняющих образовательных областях: социально-коммуникативное развитие познавательное развитие речевое развитие художественно-эстетическое развитие физическое развитие Реализация Программы осуществляется ежедневно: в процессе организованной образовательной деятельности с детьми; в ходе режимных моментов; в процессе самостоятельной деятельности детей в различных видах детской деятельности; в процессе взаимодействия с семьями детей по реализации программы. Вариативная часть (формируемая участниками образовательных отношений), представлена парциальными программами. Они реализуются через совместную деятельность взрослых и детей, самостоятельную деятельность ив процессе проведения образовательных ситуаций в режимных моментах. Обе части учебного плана являются взаимодополняющими и необходимыми в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Учебный план для групп компенсирующей направленности составлен в соответствии с адаптированной образовательной программой для детей с тяжелыми нарушениями речи, разработанной в соответствии с: Федеральным государственным стандартом дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155; Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утв. приказом Минпросвещения России от 24.11.2022 г. № 1022. Коррекционно-развивающие занятия педагога-психолога не входят в учебный план. Количество занятий и состав групп определяется по потребности. Занятия проводятся малыми подгруппами или индивидуально выведены за пределы учебного плана. Занятия педагога-психолога направлены на развитие эмоционально-волевой сферы детей и формирование положительных личностных качеств, совершенствование адаптационных механизмов, развитие регуляции деятельности и поведения, предупреждение школьной дезадаптации. В группе компенсирующей направленности обучение на занятиях — основная форма коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющая большое значение для формирования коммуникативной функции речи и общей готовности к школе. Проводятся три типа занятий: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные, а также с воспитателем по заданию учителя-логопеда в индивидуальной форме с каждым ребенком в виде логопедических упражнений. Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для разных нозологических форм речевой патологии — дислалии, ринолалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях учитель-логопед устанавливает эмоциональный контакт с ребенком, активизирует контроль за качеством звучащей речи. На индивидуальных занятиях ребенок овладевает правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизирует его в облегченных фонетических условиях, т.е. изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Таким образом, ребенок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий. Основная цель подгрупповых занятий — воспитание навыков коллективной работы. На этих занятиях дети учатся адекватно оценивать качество речевых высказываний сверстников. Важной в методическом аспекте особенностью индивидуальных и подгрупповых занятий является то, что они носят опережающий характер и готовят детей к усвоению более сложного фонетического и лексико-грамматического материала на фронтальных занятиях. Фронтальные фонетические занятия предусматривают усвоение произношения ранее поставленных звуков в любых фонематических позициях и активное использование их в различных формах самостоятельной речи. Одновременно обеспечивается дальнейшее расширение речевой практики детей в процессе ознакомления с окружающим миром. Это позволяет реализовать коррекционную направленность обучения, предоставить ребенку благоприятные условия для овладения родным языком в индивидуальных и коллективных ситуациях общения. На фронтальных занятиях организуются совместные игры дошкольников, обеспечивающие межличностное общение, разные виды деятельности для развития коммуникативной, планирующей и знаковой функции речи. Проведение организованной образовательной деятельности воспитанников группы комбинированной направленности аналогично с группами общеразвивающей направленности. Коррекционные занятия, проводимые учителем-логопедом, являются вариативными по отношению к занятиям по развитию речи в общеобразовательной деятельности. Такая вариативность обеспечивает исключение превышения предельно допустимой нормы нагрузки на ребенка. Федеральный компонент сохранен полностью. Данный учебный план гарантирует подготовку детей к школьному обучению (см. приложения). Приложение №1 Требования к режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса (СанПиН 1.2.3685-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольныхобразовательных учреждений», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2) Группы Образовательная деятельность Объем нагрузки образовательной Самостоятельная деятельность 1-ая младшаягруппа Не более 10 минут в неделю: (от 2 до 3 лет) - ООД в первую половину 1 ч. 40 мин. дня с перерывом междуКол-во ООД в неделю: 10 ООД10 мин. ОС 2-ая младшаягруппа Не более 15 минут в неделю: 2 ч. 45 мин. не менее3-4 часов (от 3 до 4 лет) - ООД в первую половину дня с перерывом междуКол-во ООД в неделю: 11 ООД10 мин. ОС средняя группа (от 4 до 5 лет) Не более 20 минут в неделю: 3 ч. 40 мин. - ООД в первую половину не менее3-4 часов дня с перерывом между Кол-во ООД в неделю: 11 ООД10 мин. ОС старшая группа (от 5 до 6 лет) Не более 25минут в неделю:5 ч. 0 мин. не менее3-4 часов - ООД в первую половину дня с перерывом между Кол-во ООД в неделю: 12 ООД10 мин. ОС Не более 30минут в неделю: 6 ч. 30 мин. не менее3-4 часов - ООД в первую половину дня с перерывом между Кол-во ООД в неделю: 13/14 ООД ОС 10 мин. подготовительная группа (от 6 до 7 лет) СОН Гимнастика (ритмика) не менее 10 минут 3часов группе) Развлечения, праздники (в 10 мин. 10 минут не менее 3(в группе – 2к., 15 мин. в зале – 1 к.) часов не менее 310 минут зале) часов (в 20 мин. не менее 310 минут зале) часов (в не менее 310 минут зале) часов (в 30-35 минут 25-30 мин. Приложение №2 Базисный учебный план Образовательные области (направления развития и образования детей) Базовый вид деятельности 1 2 Сенсорные эталоны и познавательные действия Математические представления Окружающий мир Природа Формирование словаря (обогащение и активизация), ЗКР, ГСР, связная речь Познавательное развитие Речевое развитие ФЕДЕРАЛЬНЫЙ Подготовка детей к обучению грамоте КОМПОНЕНТ Интерес к художественной литературе Художественно эстетическое развитие Рисование Народное декоративноприкладное искусство Декоративное рисование Сюжетное рисование Предметное рисование 1-я младшая группа 4 2-я младшая группа 5 0.5 Средняягруппа Старшаягруппа Подготови тельная группа 7 9 11 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 0.25 0.25 0.25 0.25 0.5 0.5 0.5 0.5 1 1 1 1 1 - Как часть занятия по речевому развитию Как часть занятия по речевому развитию 1 1 ежедневно в ходе режимных моментов 1 0,75 0.75 - - - 0,25 0,25 - 0,5 - - - 0,25 0,5 - - - 0,25 0,5 - - 0,5 0,5 Физическое развитие Лепка Декоративная лепка Аппликация Прикладноеискусство 1 - 1 - 1 0,5 0,5 0,5 0,5 - 0,5 1 0,5 0,5 1 1 Конструктивнаядеятельность 1 0,5 - - - Музыка Двигательная деятельность впомещении 2 2 2 2 1 2 2 2 2 2 Двигательная деятельность на улице 1 1 1 1 - 0.25 0.25 0.5 0.5 - 0.25 0.25 0.5 0.5 Формирование безопасного Социально – поведения коммуникативно Приобщение к еразвитие русской народной культуры, основ истокам Общая нагрузка образовательной деятельности в возрастных группах Объем ООД (количество) в неделю Объем ООД (минут) в неделю 10 100 11 165 11 220 13 325 14 420 Взаимодействие взрослого с детьми в различных видах деятельности Художественно Конструктивная - эстетическое деятельность развитие Приобщение к искусству Театрализованная деятельность Культурно-досуговая деятельность 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в месяц 1 раз вмесяц 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в месяц 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в месяц 1 раз в месяц 1 раз в месяц 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в месяц 1 раз вмесяц 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в месяц 1 раз в месяц Социально – коммуникативное развитие Игровая деятельность Дежурства В сфере социальных отношений Формирование гражданственности и патриотизма Трудовое воспитание Формированиеоснов безопасногоповедения Общение Интеграция образовательныхобластей режимных при ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно 1 раз в неделю 1 раз внеделю ежедневно 1 раз в месяц 1 раз вмесяц ежедневно 1 раз в месяц 1 раз вмесяц ежедневно 1 раз в месяц 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз внеделю 1 раз вмесяц 1 раз вмесяц ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно 1 раз внеделю 1 раз вмесяц 1 раз вмесяц основ - - 1 раз в месяц 1 раз в месяц проведении моментов Интеграция образовательных областей Физическоеразвитие 1 раз в неделю ежедневно Прогулки Формирование основ здорового 1 раз внеделю образа жизни Активный отдых - 1 раз в месяц В совместной деятельности В совместной деятельности В совместной деятельности ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно 1 раз вмесяц Самостоятельная деятельность Игра/самостоятельная Социальнокоммуникативноеразвитие игра Познавательное развитие ежедневно Самостоятельная деятельность детей в центрахежедневно развития Познавательноисследовательскаядеятельность ежедневно Оздоровительная работа Физическое развитие Утренняя гимнастика ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Комплексы закаливающих процедур ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Гигиенические процедуры