10.11.2022
В условиях современного мира с огромными информационными потоками,
обрушившимися на наших детей, большинству из них свойственны нарушение
равновесия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повышенная
эмоциональность, двигательное беспокойство. В процессе развития,
воспитания и обучения дошкольники получают огромное количество информации,
которую им необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие
ей переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь,
ведет к эмоциональным перегрузкам. Как следствие, у дошкольников
появляются страхи, неадекватное поведение, тревожность, неуверенность в себе.
Как помочь детям избежать этого?
Релаксация.
Релаксационная техника— это самый лучший способ научиться распознавать
существующие в мышцах напряжения и избавляться от них.
В нашем ДОО организованы уголки уединения , имеется картотека игр по
релаксации. Во время проведения НОД проводятся физ.минутки.Такая системная
работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и
восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье.
РЕЛАКСАЦИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ.
"Улыбнись"
Дети ложатся на ковер. Закрывают глаза. « Кто сегодня быстро бегал, прыгал
и скакал. Тот, конечно, не устал, но устала голова, Думать ей всегда пора. Надо
просто полежать, вспомнить солнце, море. Посмотреть внутрь себя и звездочку
увидеть, рядом с луною. Вот она блестит и улыбается. И от луны зажигается. Если
это увидел ты. Глазки открой, посмотри на друзей, улыбнись.
"Слон"
Поставить устойчиво ноги, затем представить себя слоном. Медленно перенести
массу тела на одну ногу, а другую высоко поднять и с “грохотом” опустить на
пол. Двигаться по комнате, поочередно поднимая каждую ногу и опуская ее с
ударом стопы об пол. Произносить на выдохе “Ух!”.
РЕЛАКСАЦИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ.
Упражнения на расслабление мышц лица:
"Рот на замочке"
Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот на “замочек”,
сильно-сильно сжав губы. Затем расслабить их:
У меня есть свой секрет, не скажу его вам, нет (поджать губы).
Ох как сложно удержаться, ничего не рассказав (4–5 с).
Губы все же я расслаблю, а секрет себе оставлю.
"Злюка успокоилась"
Напрячь челюсть, растягивая губы и обнажая зубы. Рычать что есть сил. Затем
сделать несколько глубоких вдохов, потянуться, улыбнуться и, широко открыв рот,
зевнуть:
- А когда я сильно злюсь, напрягаюсь, но держусь.
Челюсть сильно я сжимаю и рычаньем всех пугаю (рычать).
Чтобы злоба улетела, и расслабилось все тело,
Надо глубоко вдохнуть, потянуться, улыбнуться,
Может, даже и зевнуть (широко открыв рот, зевнуть).
Упражнения на расслабление всего
организма:
"Птички"
Дети представляют, что они маленькие птички. Летают по душистому летнему
лесу, вдыхают его ароматы и любуются его красотой. Вот они присели на красивый
полевой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой
липе, сели на ее макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева. А вот
подул теплый летний ветерок, и птички вместе с его порывом понеслись к
журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья, они почистили клювом свои
перышки, попили чистой, прохладной водицы, поплескались и снова поднялись
ввысь. А теперь приземлимся в самое уютное гнездышко на лесной полянке.
РЕЛАКСАЦИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ
ГРУППЫ.
“Облака”
Представьте себе тёплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на
проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом
небе. Вокруг всё тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вздохом и выдохом
вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, всё выше и выше, к самым
облакам. Ваши ручки лёгкие, лёгкие, ваши ножки лёгкие. все ваше тело становится
лёгким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому
красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке,
чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако … (пауза –
поглаживание детей). Гладит …, поглаживает … Вам хорошо и приятно. Вы
расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь
своему облачку. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули
на облачке.
“Водопад”
Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Чудесный день, голубое
небо, тёплое солнце. Горный воздух свеж и приятен. Вам дышится легко и
свободно. Но водопад наш необычен, вместо воды в нём падает мягкий белый свет.
Представьте себе, что вы стоите под этим водопадом и почувствуйте, как этот
прекрасный белый свет струится по вашей голове. Вы чувствуете, как он льётся по
лбу, затем по лицу, по шее… Белый свет течёт по вашим плечам …, помогает им
стать мягкими и расслабленными …(пауза – поглаживание детей). Пусть свет гладит
ваши ручки, пальчики. Этот удивительный водопад из белого света обтекает всё
ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно, и с каждым вздохом вы всё
сильнее расслабляетесь. А теперь потянитесь и на счёт «три» откройте глаза.
Волшебный свет наполнил вас свежими силами и энергией.
Релаксационные упражнения для снятия
напряжения с мышц туловища, рук, ног
“Шишки”
Представьте себе, что вы – медвежата и с вами играет мама – медведица. Она
бросает вам шишки. Вы их ловите и с силой сжимаете в лапах. Но вот медвежата
устали и роняют свои лапки вдоль тела – лапки отдыхают. А мама – медведица
снова кидает шишки медвежатам… (повторить 2 – 3 раза)
РЕЛАКСАЦИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ
ГРУППЫ.
"Воздушный
шарик"
Цель: снять напряжение, успокоить детей. Все играющие стоят или
сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: "Представьте
себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите
воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы
надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и
больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила
ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите
их друг другу". Упражнение можно повторить 3 раза.
"Корабль и
ветер"
Цель: настроить группу на рабочий лад, особенно если дети
устали. "Представьте себе, что наш парусник
плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на
помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно
выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет
кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать как шумит
ветер!"Упражнение можно повторить 3 раза.